Пятый Ремингтон: депрессивный и прекрасный

История бренда Remington

На мой взгляд, американская пишущая машинка Remington 5 одна из самых красивых из когда-либо созданных за всю историю механических портативных машинок. Её выпускала корпорация Remington Rand c 1935 по 1941 гг.



Эта машинка родом из эпохи Великой американской депрессии. В 30-е годы, вероятно, в незначительном количестве модель поставлялась и в СССР
во всяком случае, сегодня на российском рынке антиквариата можно найти такую машинку с русской раскладкой, но почти всегда в «ушатанном» состоянии.

 

 

Не люблю покупать машинки из-за рубежа в силу дороговизны доставки, но при собирании таких сложных коллекционных единиц иногда приходится идти на радикальные меры. Эта машинка приехала ко мне из США в 2013 году. Причём, я её выиграл на аукционе за сто долларов. Сегодня уже вряд ли возможно купить подобный глянцевый образец в хорошей сохранности за такую цену даже в стране, где машинка производилась.


 


Машинка, как и подразумевали фотографии продавца на ebay, оказалась в блестящей сохранности. Правда, когда я открыл посылку, сразу почувствовался запах плесени, особенно от старой ленты. От этого запаха я избавлялся потом, наверное, недели две,
мазал керосином, содой, уксусом. Очевидно, машинка долго хранилась в чемодане. Наверное, можно было не придумывать все эти химические эксперименты, а просто дать машинке «подышать», и запах сам бы «испарился». Радостно, что машинка абсолютно работоспособна, понадобилось немного манипуляций, чтобы обеспечить ей полную и надлежащую функциональность.



Серийный номер машинки
V913563 по базе typewriterdatabase.com совершенно определённо указывает на год выпуска 1937. Чтобы как-то проникнуться этим временем, вот исторические параллели.

В 1937 году, в год рождения этой машинки, произошли, например, такие знаковые события: Франклин Делано Рузвельт во второй раз принёс клятву в качестве президента США, в Сан-Франциско открылся знаменитый мост над проливом Золотые ворота — один из красивейших в мире. Адольф Гитлер торжественно ввёл в строй первый автобан Германии, премьер-министром Великобритании стал Чемберлен. В Испании в это время бушуют огненные вихри гражданской войны, в России «красный террор», но, кроме жутких чисток, среди заметных событий 37 года открытие регулярного воздушного пассажирского сообщения по маршруту Ленинград Москва.


27 мая 1937 года — единственный день, когда висячий мост через пролив Золотые Ворота был открыт только для пешеходов. На следующий день по сигналу Рузвельта на мост въехали автомобили.

 

Мост «Золотые ворота» в наши дни. Кстати, сегодня проезд по мосту платный: автомобилисты должны оплатить только дорогу в город, в северную сторону возвращение по мосту бесплатное.

 

Для самой корпорации Remington Rand 1937 год получился очень сложным. Дело в том, что в этом году продолжалась начавшаяся в 1936-м забастовка против руководства компании. Событие, которое вошло в американские учебники истории, да и в Википедии ему посвящена огромная статья. К президенту корпорации, младшему Джеймсу Рэнду, который, купив компанию Remington Typewriter, присоединил к бренду свою фамилию Rand, работники относились, наверное, так, как сейчас в России относятся к олигархам.


 

Причины забастовки банальны. В мире экономический кризис, в США «депрессия», более тысячи работников корпорации не довольны размерами своей заработной платы, которая не позволяет сводить концы с концами, и баснословными доходами своих топ-менеджеров. И тут самоуверенный и нагловатый хозяин компании применяет самые «эффективные» методы против бастующих наём штрейкбрехеров, угрозы физической расправы, при этом юридически держа рыльце в пушку.


Джеймс Рэнд мл. (слева) с американским промышленником Харви Файрстоуном (справа)
1937 г. Фото corbisimages.com

 

Сохранились кадры этой известной для американцев забастовки. Волнения завершились только в апреле 1937 года.




В общем, машинка сделана в тревожные для Америки и собственно компании-производителя годы. Но именно в это время в искусстве и дизайне появляется стилевое направление Streamline Moderne, когда в конструкциях создавали округлые, каплевидные формы. В период кризиса изготовители стали всё больше внимания уделять дизайну продукции как к средству борьбы со своими прямыми конкурентами. В процессе поисков стиля американские промышленные дизайнеры пришли в итоге к обтекаемой форме.



 


Теория обтекаемой формы получила распространение в начале XX века в транспортных технологиях: кораблестроении, самолёто- и автомобилестроении. Такая форма способствовала улучшению гидро- и аэродинамичности. Однако уже к 30-м годам обтекаемые формы стали использоваться дизайнерами в декоративных целях. Вот почему даже у бытовых предметов появились очертания самолётов, револьверных пуль, а иногда и вовсе растёкшейся ртути. В общем, влияние этого стиля на дизайн портативной машинки Remington 5 очевидно.



 

Впрочем, корпорация Remington Rand думала не только о дизайне, ещё в 1924 году она купила целую компанию Noiseless Typewriter, которая занималась разработкой «бесшумной» и лёгкой в печати машинки. Джеймс Рэнд хотел и по механике переплюнуть своих конкурентов. Так, в этой модели уже внедрено одно отличительное техническое решение механизм зубчатого зацепления узлов с литерными рычагами (на обычных машинках литерный рычаг получает движение напрямую при помощи поводков). Эта инновация обеспечила равномерный и лёгкий удар литерных рычагов.





Литерные рычаги в корзине раскинуты, как пластины раскрытого веера. Такое расположение практически исключает их случайное цепляние друг за друга при быстрой печати. Надо сказать, что шумит машинка во время работы довольно прилично. Впрочем, она и не позиционировалась, то есть коммерчески не обозначалась как «бесшумная».


 

Среди интересных опций пятого Ремингтона клавиша Self Starter. Очень удобная кнопка, которая придумана для быстрого создания красной строки. При нажатии этой клавиши каретка с любой позиции перемещается на пять шагов влево.

 

Вообще, тридцатые годы золотое десятилетие в истории производства портативных пишущих машин. Именно тогда сложился прототип машинописного устройства, пригодного для ношения с собой. И в эти первые машинки создатели вложили много мысли, труда, а при их сборке использовали самые крепкие материалы. Неудивительно, что многие из них дошли до нас в прекрасном состоянии.

 

Замечательно, что на эти машинки не только приятно глядеть, на них при желании можно полноценно и много работать, если их настроить и должным образом провести техническое обслуживание (тем более, что машинки не любят долго стоять без дела). Это очень прочные и долговечные устройства, хотя и не настолько, чтобы они могли выдержать такой мощный удар, как показано в американском фильме «Слова» (The Words, 2012). Разъярённый писатель со всей дури швыряет Remington 5 на пол, а потом как ни в чём ни бывало вновь печатает на ней. Впрочем, в реальности на съёмках, хочется верить, этого не произошло машинка не ударяется в кадре, скорее всего её даже кинули на какой-нибудь матрац, а потом на монтаже сопроводили соответствующими звуками. Так хочется думать.



А фильм очень хороший. Сюжет о том, как молодой американский журналист в послевоенном Париже, опустошённый смертью маленькой дочери и разлукой с убитой горем женой, пишет роман, которому суждено стать великим. Жена писателя забывает рукопись в поезде, и автор навсегда теряет способность или желание писать.


История перекликается с реальным случаем, когда жена Эрнеста Хемингуэя Элизабет оставила напечатанные рукописи писателя на Лионском вокзале в Париже в 1922 году. Рукописи не нашли, молодой автор лишился почти всех своих ранних произведений, но, к счастью, не утратил желания писать.


***

Машинки Remington 5 собирались и в других странах из деталей, привезённых из США (например, в Великобритании и Австралии), и часто носили другие  экспортные названия. Надо сказать, что они по конструкции отличались от «оригинала».

Название Remington происходит от фамилии американского конструктора-оружейника Элифалета Ремингтона, основателя компании, который ещё в 70-е годы позапрошлого века диверсифицировал оружейный бизнес и взялся за производство пишущей машинки.

Во время войны, с 1942 по 1945 годы, Remington Rand производила пистолет 45-го калибра M1911A1 по заказу военного ведомства США.





Ну, и раз уж я здесь повесил «ружьё», оно когда-нибудь выстрелит. Обязательно подготовлю материал о том, какие оружейные производители делали печатные машинки, и какие пишмашзаводы (в том числе советские) переключались на производство вооружений в военное время.
 


Информация об истории пишущих машинок и многое другое на моём новом сайте Печатные машинки от A до Z.

Комментариев: 2

Ундервуд в аэростиле

История бренда Underwood

Часто, когда спрашиваю у людей, что такое «Ундервуд», мне говорят, что это «антикварный предмет из далёкого прошлого по ценности равный швейной машинке ''Зингер''»; или, что это пишущая машинка, которая «стоит много денег», она «чёрного цвета из стали и чугуна с круглыми кнопками-буквами». Это распространённое представление о классической печатной машинке вообще. Но всё-таки какова сила магии бренда! Уж сколько разных машинок производили и до и после «ундервудов», а всё одно: большинство людей других марок машинок знать не знает.

***

Сегодня я хочу совершить полный разрыв шаблона и рассказать о нетипичном «ундервуде»: о машинке Underwood De Luxe Quiet Tab.

 

 

Underwood De Luxe Quiet Tab выглядит совсем необычно для привычного образа машинки с мировым именем. Она вообще выбивается из модельных линеек американской компании, выпускавшей легендарные машинки. Это одна из последних, можно сказать, «предсмертных» разработок компании Underwood Elliott Fisher в 50-е годы. «Предсмертных» — это в смысле, что в конце пятидесятых компания «Ундервуд» исчезнет навсегда, её выкупит итальянская фирма «Оливетти».

 

 

 

Эту машинку я заказал из США в 2013 году и ждал её с нетерпением. Она попала в мой «список желаний» из-за того, что мне очень хотелось иметь в коллекции образец позднего «ундервуда», в котором попытались воплотить модные тенденции в дизайне того периода. В СССР такая машинка хождения совсем не имела: к нам в это время вовсю шли машинки из Германии по репарациям.


 

 

В пятидесятые годы многие американские и европейские фирмы, занятые производством пишущих машинок, всерьёз озаботились внешним видом своей продукции. Мало было просто бросить на рынок печатные машинки, надо было ещё удивить красотой, изяществом форм. Вскоре даже лоск и эстетика стали превалировать над качеством (по этому поводу я написал длинную, но очень содержательную статью ранее). Тут, в общем-то, удивительного нет ничего, после Второй Мировой войны начался бум в индустриальном дизайне: хотелось всё делать как можно красивее. Конечно, с целью увеличения продаж.

 

 

Когда красивые машинки компаний Royal, Corona, Olivetti стали продаваться лучше, чем некогда славные классические «ундервуды», пришлось и «ундервудовцам» пригласить к себе лучших дизайнеров времени, чтобы их «изделия» тоже были в тренде. Пожалуй, корпорация «Ундервуд» никогда не работала в угоду «красивости» продукции, но конкуренция всё же заставила плотно взяться за художественное конструирование моделей. И одним из самых ярких воплощений идей художников-конструкторов стала машинка Underwood De Luxe Quiet Tab.


 

 

Американский коллекционер пишущих машинок Alan Seaver в своём блоге отмечает: в этой модели «ундервуда» очевидны черты автомобильного дизайна 50-х. С этим трудно спорить: для машин, произведённых в это время, были характерны длинные плавные линии, широкие задние крылья, двухцветная раскраска, хромированные обода. Если внимательно приглядеться, «автомобильные» черты обязательно найдёшь в этом «ундервуде». Например, нарисованные на боковинах «крылья» или каретка с линейкой для центрирования страницы и позолоченной эмблемой, которая чем-то напоминает приборную доску автомобиля. 

 

 

 

Это направление в дизайне получило название аэростиля. Ведь при конструировании тех же автомобилей копировали как раз «самолётные черты» с обтекаемыми формами сложной кривизны.


Buick Skylark '1953

 

Возник такой стиль не с потолка. Вторая Мировая дала сильнейший толчок к развитию новых технологий и на пике прогресса находилась военная авиация, в которой в Америке видели всё самое лучшее и передовое. Поэтому даже бытовые приборы радиоприёмники, электробритвы, а в том числе и пишущие машинки, — делали в этом стиле. Позже его назовут «детройтским барокко», всё-таки моду в технической сфере обычно оценивают по автопрому, а не самолётостроению.


 

Функционально машинка ничем особенным от других не отличается. Из названия ясно, что она снабжена табулятором, который позволяет быстро перемещать каретку к заранее заданным позициям. При печати машинка не строчит, как пулемёт, работает довольно тихо, насколько это возможно в случае с механическими машинками; клавиши «лёгкие» — не требуют сильного удара. Переключение направления катушек автоматическое и ручное. 

 

 

Исключительная особенность машинки шрифт, точнее гарнитура. Производители решили сказать новое слово и в начертании знаков. Старый, всем привычный машинописный шрифт с «техническими качествами», без какой-либо игры в рисунке — заменили на более свободный с округлыми буквами. Этот шрифт Мемфис, разработанный немецким дизайнером Рудольфом Вольфом в 1929 году и в данном случае адаптированный для пишущей машинки. Такая гарнитура больше задумывалась для рекламных буклетов и газетных заголовков, но для печатных машинок — с их одинаковой шириной каждого шага по строке подошла идеально.

Хотя формально Underwood De Luxe Quiet Tab считается портативной (дорожной) моделью (в инструкции к эксплуатации так и указано), машинка является скорее полуканцелярской (стационарной): весит 6,5 кг, это не считая кейса. Так что для ношения с собой она не самая удобная. Зато все механизмы сделаны из высококлассных материалов, машинка технически очень надёжна.

И всё-таки захватить покупателя «красотой товара» при всей безупречности механического содержания своих машинок «ундервудовцам» не удалось. На другом континенте, в Италии, в это время уже вовсю работали художники-конструкторы над лёгкими, симпатичными и более дешёвыми машинками. И эта «мафия» дизайнеров из «Оливетти» вскоре победит и поглотит американскую корпорацию. Но это уже другая история, отнюдь не такая грустная, чтобы плакать по умершим «ундервудам» в стиле ар-деко или «детройтского барокко».

 

***

 

Об американской машинке небывалой красоте из эпохи депрессии пойдёт речь в следующий раз в рубрике Моя коллекция.  

Remington Rand 5: обтекаемый, каплевидный стиль «стримлайн» и нетипичный подход к механике печати.

 

 

 

Комментариев: 0

"Эрика 10". Машинка премиум-класса

История бренда Erika

 

 

Десятая модель «Эрики» — машинка высокого класса. С этим, наверное, согласится каждый, кто разбирается в пишущих машинках, особенно в их технической стороне вопроса. Необычайно легко и приятно на ней печатать. Это подмечают даже новички, которые решили впервые попробовать механическую машинопись.

 

 

Конечно, «Эрика-10» выпускалась в разных цветовых вариациях, все не перечислишь. Белые, светло-бежевые, розовые… Самая, пожалуй, распространённая серо-зелёного цвета.

Фото с сайта ebay.de

 

Машинка же чёрного цвета как будто стилизована под старинную. Впрочем, она и вправду несколько старше своих сестёр. Моя машинка была выпущена в 1954 году, и я считаю, что мне очень повезло с раскладкой клавиатуры. Это был период, когда от старого, ныне неудобного для набора текста расположения клавиш переходили к новому, близкому к современному, компьютерному. Вполне возможно, что в этом же году машинки такой же модели производили с прежней раскладкой.

 

 

 

 

Крышка (верхний щиток) сконструирована в виде дверцы. Это не создаёт удобства при замене ленты, однако съёмные щитки часто терялись, а то и выбрасывались, так что с точки зрения сегодняшней, решение с «дверцей» замечательное.


 

Модель выпускалась в ГДР на фабрике VEB Schreibmaschinenwerke Dresden с 1952 по 1963 гг. Более поздние машинки незначительно отличались от более ранних.



Каталог деталей и сборочных единиц пишущей машинки Erika 10
(Обложка и 8 стр.)
VEB Schreibmaschinenwerke Dresden, 1953 г.

 

Высокое качество десятой «Эрики» было признано во время её производства. Об этом свидетельствует маркировка, размещённая на задней части каретки в виде буквы Q  (от нем. qualität — качество) и вписанной в неё цифры 1. Эта эмблема и есть знак «Отличное качество» (Ausgezeichnete Qualität Gütezeichen), под ней — регистрационный номер 00263.

 

Знак качества был введён в ГДР и предусматривал четыре класса: Q – высший, S – специальный, первый и второй. Эти маркировки можно увидеть и на других машинках, выпущенных в ГДР. Например, Optima P 1 признавалась машинкой первого класса.

Знаки качества ГДР, которые можно увидеть на товарах, выпущенных в Восточной Германии: Q — высший класс (выше среднего на мировом рынке); S — специальный класс (очень хорошее качество); 1 — качество, сравнимое со средним на мировом рынке; 2 — хорошее качество, но ниже среднего на мировом рынке.

 

*

 

Десятая «Эрика» — абсолютно классическая портативная машинка, но дело в другом. Для изготовления модели разработчики провели доскональные расчёты, приложили максимум инженерных усилий, художники-конструкторы создали красивый дизайн, производитель использовал первоклассные материалы, а механики надёжно и добросовестно собрали все детали в единое гармоничное целое. Разумеется, серьёзный и творческий подход к делу у создателей «эрик» возник не с нуля. После войны предприятие VEB Schreibmaschinenwerke Dresden было создано на базе бывших двух компаний, которые были экспроприированы. Одна из них — легендарная фирма Seidel & Naumann, которая была основана ещё в XIX веке и производила, помимо канцелярских устройств, швейные машинки, велосипеды, арифмометры; в общем, работала с точной механикой давно.

Швейная машина S & N (Naumann-Nähmaschine)

 

Десятая «Эрика» выпускалась с разными размерами шрифтов для многих языков мира. На моей машинке шрифт несколько приплюснутый по вертикали. То есть высота (кегль) шрифта меньше обычного, но шаг (размер) совпадает со стандартными размерами шрифтов пишущих машинок: 10 символов на дюйм (подробнее о размерах машинописных шрифтов я писал отдельно).


 

Как и многие другие немецкие машинки, «эрики» десятой модели в больших количествах поступали в СССР в качестве возмещения ущерба от войны. Должно быть, ещё много сохранилось таких "экземпляров", в лучшем случае они прячутся в квартирах на антресолях, в худшем — погибают в подвалах и гаражах...

Среди советских писателей, кто пользовался, в том числе машинкой именно этой модели, был Александр Исаевич Солженицын. В Доме русского зарубежья в Москве этот машинописный аппарат стоит в ряду мемориальных предметов, принадлежавших писателю.

 

 

Следующая тема рубрики Моя коллекция — произведение американского «пишмашпрома» 50-х Underwood De Luxe Quiet Tab. Машинка из той же эпохи, что и Erika 10, но уже сделанная под влиянием новых веяний в дизайне.

Комментариев: 0

"ОЛИМПИЯ - ВОСЕМЬ". Неспортивная история

История бренда Olympia

 

 

Мне очень нравятся классические канцелярские машинки, спроектированные до Второй Мировой войны. Их корпус непременно чёрного, глянцевого цвета, они характеризуются высочайшим качеством и прочностью и, как правило, почти полностью сделаны из металла. Вопрос остаётся лишь за их сохранностью. Здесь я отличаюсь перфекционизмом – собираю машинки в великолепном или исключительно хорошем состоянии, в противном случае занимаюсь их восстановлением, реставрацией. Olympia  восьмой модели — одна из моих любимых «довоенных».   


 

Восстанавливать эту машинку, к счастью, не надо было, она дожила до наших дней в блестящем состоянии. Единственное, что пришлось сделать, – покрасить поцарапанные катушки, а они совершенно не типичны, предусмотрены специально для машинок этой конфигурации, так что найти им замену непросто.

Отдельного разговора заслуживает расположение клавиш на этой машинке. Знающие заметят, что оно очень близко к современному, и такой «расклад» в то время был маловероятен. Но об этом расскажу в конце.


 

Хотя моя машинка была выпущена в 1949 году (серийный номер 848695), само изобретение относится к довоенной эпохе. «Восьмёрка» впервые сошла с конвейера в 1934 году и производилась по довоенным лекалам до 1952 года. Серьёзные коррективы в историю развития компании-производителя внесла Вторая Мировая война.

 

ИСТОРИЯ КОМПАНИИ OLYMPIA

История компании Olympia началась в Берлине в 1903 году. Компания  AEG (Allgemeine Elektricitäts Gesellschaft / Всеобщая электрическая компания), учитывая спрос и популярность пишущих машинок, решила заняться производством канцелярской техники и впервые выпустила печатающее устройство Mignon. Оно совершенно не напоминает печатную машинку в привычном смысле, поэтому я этот печатающий аппарат называю «устройством». С началом Первой Мировой войны планы по улучшению и развитию пишущей машинки пришлось отложить: AEG  был крупнейшим производителем оружия, так что предприятиям компании было чем заняться.

Пишущая машинка Mignon≈ 1903 г.
Экспонат музея Бродско-Посавской жупании (Хорватия)
Musej Brodskog Poslavlja


В 1921 году началось полномасштабное производство  усовершенствованного устройства AEG  Mignon 3, модель оказалась коммерчески успешной. Вскоре, чтобы расширить производственные мощности, фабрика из Берлина переехала в Эрфурт. В 1925 году было покончено с выпуском неклассических печатных «миньонов», компания принялась за изготовление стандартной пишущей машинки рычажного типа. В результате появилась канцелярская машинка AEG  шестой модели. В 1931 году впервые была выпущена машинка под маркой Olympia, это была уже следующая –  седьмая модель.

Сохранился уникальный диафильм под названием «Создавая пишущую машинку» (Werdegang einer Schreibmaschine / Making of a Typewriter), в котором процесс производства канцелярских устройств показан на примере завода в Эрфурте. На диапозитивах можно увидеть, как в сборочном цехе собирают машинки «Олимпия».



 

Машинки марки «Олимпия», выпущенные в Эрфурте, оказались не только высококлассными и надёжными, но и долговечными.

 

Природа названия машинки довольно прозрачна. В это время Германия уже грезила предстоящими Зимними и Летними Олимпийскими играми, которые прошли зимой в Гармиш-Партенкирхене и летом в Берлине в 1936 году. Это были самые противоречивые с политической точки зрения Игры за всю историю Олимпиады, но именно в 1931 году во времена Веймарской республики (за два года до прихода к власти национал-социалистов) МОК принял решение, что они состоятся в Германии.


Немецкий спортсмен Фриц Шильген зажёг олимпийское пламя.
Церемония открытия XI Летних Олимпийских Игр. Берлин, 1936

 

Отныне машинка называлась то Olympia, то AEG или носила комбинированное имя АEG — Olympia. За восьмой моделью новый бренд закрепился окончательно, а в 1936 году, когда Олимпиада в Германии уже стала фактом истории, предприятие сменило и своё прежнее наименование Europa Schreibmaschinen на Olympia Büromaschinenwerke.

Незадолго до окончания Второй Мировой войны завод был серьёзно повреждён. Эрфурт и окрестности были оккупированы американскими войсками в апреле 1945 года. Потом предприятие оказалось в советской оккупационной зоне и подчинялось советской военной администрации в Германии, завод в Эрфурте был даже приписан к московскому «Точмашу».


На переднем плане Главнокомандующий Советской военной администрацией Германии
маршал Советского Союза Г. К. Жуков. 12 июля 1945 г.
Imperial War Museum

 

Уже в июле 1945 года было возобновлено производство довоенной восьмой модели «Олимпии». А в августе началась поставка этих машинок в СССР в качестве военных репараций. Так что неудивительно, что в России сохранилось довольно много «восьмёрок».

О факте таких «спешных» репараций, в частности, пишет немецкий исследователь Леонард Дингверт в первой части книги «История немецких  заводов пишущих машин» (Leonhard Dingwerth. Die Geschichte der Deutschen Schreibmaschinenfabriken- Band 1: große und mittlere Hersteller, BoD – Books on Demand, 2008).

 

РАЗДЕЛЕНИЕ ГЕРМАНИИ И ОЛИМПИИ

В связи с известными событиями часть сотрудников компании «Олимпия» бежала на запад. Поскольку машинки были очень востребованы на рынке, вскоре в  Вильгельмсхафене (Нижняя Саксония) этим специалистам нашлось применение, ведь они бежали вместе с теми проектами, сметами и документами, которые успели с собой захватить. В 1948 году там открыли производство машинок Orbis. Сразу же между двумя предприятиями – одним на западе и другим на востоке — возник спор, кто из них вправе использовать бренд Olympia. Конфликт разрешил Международный суд ООН в Гааге: право на использование марки закрепили в 1949 году за беглыми основателями завода в Вильгельмсхафене.

 

Технологии производства мехнанических пишущих машинок, разработанные компанией AEG в Эрфурте, продолжили своё развитие после Второй Мировой войны на других предприятиях Германии.

С этих пор новая компания на западе будет выпускать машинки «Олимпия» вплоть до 1992 года. Эта фирма делала, например, машинки Olympia Traveller de Luxe (нам больше известны югославские копии этой разработки под названием Unis Tbm de Luxe). В свою очередь предприятие в Эрфурте поменяет название на Optima Büromaschinen VEB и сравнительно недолго будет выпускать машинки «Оптима» по «олимпийским» стандартам пока производственные мощности не объединят с немецким комбинатом «Роботрон» (это предприятие выпускало, например, знаменитые пластиковые «Эрики» и просуществовало до 1990 года).

 


 

Итак, получается, что моя эрфуртская «восьмёрка» выпущена как раз в год судебных тяжб между предприятиями расколовшейся Германии, в год образования ГДР. Примечательно, что на корпусе машинки значится надпись Olympia Büromaschinenwerke AG, Erfurt. Юридически фирма сменит название на  Optima Büromaschinenwerke только в 1951 году. Но именно «восьмёрка» станет последней машинкой, которую ещё будут выпускать в Эрфурте под маркой «Олимпия» вплоть до 1952 года включительно.

 

ОПЦИИ И ХАРАКТЕРИСТИКИ

Технически машинка снабжена всем, чем вообще можно снабдить механическую машинку и даже больше. Пять междустрочных интервальных позиций, регулировка силы удара, ручное и автоматическое переключение направления катушек, печать вразрядку, специальные зарубки для линования, табулятор.

Совершенно особенно устроен на восьмой «Олимпии» (как и на двух предшественницах AEG) ленточный механизм. Катушки встроены в корпус вертикально на правом и левом боках, когда на эти катушки намотана чёрно-красная лента, меняется вид машинки, она выглядит солиднее и стильнее.



 

Предусмотрены очень широкие настройки цветности, правда, доступ к ним не так-то прост, регулировки находятся в «движке» машинки под кареткой – можно отрегулировать высоту подъёма лентоводителя отдельно для чёрного и отдельно для красного цвета, отдельно для строчных и отдельно для прописных букв. Это обеспечивает абсолютно безошибочную печать в цвете, особенно таких букв русского алфавита как «ф», заглавной «Й», знака параграфа, у которых имеются большие выносные элементы по начертанию.

Каретка машинки легко снимается при помощи специального рычага, шнур барабана при этом автоматически остаётся закреплён на корпусе при установленном заранее (или по умолчанию) натяжении. К «Олимпиям» этой серии поставлялись каретки разной ширины, так что при наличии дополнительной одна каретка легко заменяется другой, более широкой или узкой.


 

Кстати, это одна из немногих машинок, на которых мне не страшно нажать на кнопку табуляции при отсутствующих её позициях, т.е. когда каретка должна доезжать до конца влево за счёт достаточно сильной тяги барабана. На многих машинках результат такого нажатия может быть сравним с выстрелом снаряда, иной раз кажется, что каретка вылетит или повлечёт за собой всё машинописное «хозяйство». На восьмой «Олимпии» каретка едет до «конечной станции» достаточно быстро, но очень аккуратно.


И БАЙКА О ПЕРЕПАЙКЕ  

Какой была русская раскладка вплоть до начала 50-х годов, хорошо известно. Цифры и знаки в буквенных рядах на левой стороне клавиатуры и там же твёрдый знак, редкий ныне в использовании. К сожалению, логичное расположение букв на клавиатуре для письма на современном русском языке сложилось только к середине 50-х годов, оно, действительно, удобно, некоторые эксперты признают, что даже комфортнее, чем американская «QWERTY» для носителей английского.

 

Из-за трёх «неправильно» расположенных букв и литер, пришлось менять местами 19 клавиш и 19 печатных колодок соответственно. Перепайка процесс непростой, в нём самое важное – подгонка:  правильно задать высоту, глубину и угол посадки литерной колодки,  чтобы оттиск отпечатывал букву по всему её периметру. По-моему, получилось замечательно.

Чтобы приблизить качество припоя к заводскому, место припоя на открытом участке колодки отшлифовано надфилем.


Замечу, что верхний цифровой ряд остался почти неизменным, но и более поздняя машинописная раскладка этого ряда не совпадает с современной компьютерной. Впрочем, это обстоятельство неудобств не вызывает.

Нарушил ли я таким образом «историзм» коллекционной модели? Не думаю. Ведь перепайка машинок в нашей стране практиковалась, почему бы и я не мог быть к этому процессу сопричастен?

 

ВОЛШЕБНЫЙ КОРОБ 

 «Олимпия» приехала ко мне из Тулы в крепком деревянном чехле с соответствующей на нём надписью. Машинка прикрепляется к днищу этого короба мощными болтами, и в принципе это обеспечивает безопасную транспортировку (при заблокированной каретке). Ящик, по-моему, тоже «песня», представляет некоторую винтажную ценность. Забавно и обидно лишь, что я куда-то от него подевал ключи, найдутся ли?


 

На этом по восьмой «Олимпии» пока всё, хотя информации ещё много, но, главным образом, на немецком языке. В Америке эту машинку плохо знают, для американцев это настоящий раритет. А для нас так, по большей части «репарация». Коллекционерам, если такой модели у них нет, — машинку рекомендую: ищите, но только в очень хорошем состоянии, чтобы она блестела и радовала своим величественным видом, но ни в коем случае не заржавевшее и расшатанное барахло, которое может привести только к унынию. И, да, рабочий стол для неё должен быть крепким и, желательно, неполированным. 

 

Информация об истории пишущих машинок и многое другое на моём новом сайте Печатные машинки от A до Z.

Комментариев: 0

О надёжности летающих "роялей",

или Как один олигарх устроил звездопад машинок...

***

История бренда Royal

Разрешите представить машинку Royal  Portable  Standard. Неофициально её называют Роял "О", так как серийные номера этой модели имеют префикс в виде буквы "О". Машинка именно в её глянцево-чёрном виде имела довольно редкое хождение в Советском Союзе, так что пополнять коллекцию этим великолепным образцом мне пришлось через покупку на ebay  из США. Обошлось благоприобретение дорого, даже страшно сказать, во сколько. В Петербург машинка прилетела в 2012-м году.



Royal  Portable  Standard производилась в эпоху Великой американской депрессии, которая продолжалась все 30-е годы прошлого века. Ещё до экономического кризиса фабрика Royal  Typewriter  Company  заявила о себе как о лидере в производстве надёжных пишущих устройств. В 1926 году предприятие известило о миллионном выпуске машинок. Впоследствии, чтобы доказать прочность своих машинописных аппаратов, фирма провела амбициозную рекламную кампанию. Президент Royal  Typewriter  Company  Г. Э. Смит проявил себя как смелый и сумасшедший олигарх. Он купил самолёт Форд Тримотор (Ford  Trimotor) и к ужасу работников фабрики сообщил, что с «Жестяного Гуся» будет сброшено более 11 000 пишущих машинок.


Статья в американской прессе о шумной рекламной кампании
 The Royal Typewriter Company. 1927 год.
oztypewriter

 

Умопомрачительная идея была воплощена. Машинки сбрасывали с воздуха в деревянных ящиках на грузовых парашютах. Инженеры и разработчики, глядя в небо на падающие изобретения, со страхом ожидали результатов промо-акции, но успех оказался ошеломительным: повреждения получила лишь дюжина машинок.


oztypewriter

 

Хотя я был бы рад, если какая-нибудь приличная пишущая машинка упала с неба лишь бы только не на голову, — всё же, к большому счастью, мой Royal не участвовал в акции «Полёт Рояля». Машинка была выпущена в 1938 году на первой фабрике Royal в Бруклине, серийный номер О-792234. Надёжность машинки готов подтвердить без каких-либо экспериментов. Механизмы работают прекрасно, очень мягкий удар, машинка даёт отличный и приятный оттиск, никогда не ошибается при двухцветной печати: уж если красный цвет, так красный, никаких смешанных с чёрными чернилами отпечатков. К слову, это моя любимая машинка с латиницей, на английском языке предпочитаю печатать на ней.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В этой машинке нет ничего лишнего, никаких вычурных, ненужных дополнений. Всё очень функционально. В эпоху депрессии было не до изысков. Единственный необязательный механизм регулятор силы удара литер touch control. Он используется в зависимости от того, сколько копий нужно печатать за один раз. Впрочем, это решение выдумано скорее для тех, кто любит неоправданно сильно стучать по клавишам, отчего при таком упорстве некоторые буквы типа «о» оставляют на бумаге вместо оттиска отрезанные кружочки.

 


 

Известность этой машинке из эпохи Великой депрессии добавил кинематограф. После выпуска картины «Кит Киттредж. Загадка американской девочки» на эту модель поднялся спрос среди почитателей машинописи. Больше того, кинолента заставила купить эту машинку даже тех американцев, которые ранее не входили в круг представителей «машиномании». (Несколько слов о сюжете я писал ранее на странице блога.) Надо признать, что все машинки очень кинематографичны, поэтому так часто используются в фильмах как сильный образ. Но не каждый фильм заставит приобрести нечто вроде отечественных «Прогрессов» или немецких «Роботронов».


Официальный трейлер фильма Кит Киттредж. Загадка американской девочки (2008).

 

Как и на многих ранних пишущих машинках, на раскладке Royal «О» ради экономии места на клавиатуре не предусмотрены некоторые символы, такие как «1» (единица) и «!» (восклицательный знак). Если с цифрами всё ясно — тот же ноль (0) легко заменяется буквой «О», а единица (1) строчной буквой «L», с восклицательным знаком отдельная история. Машинки первоначально изобретались главным образом для канцелярских целей, а не писательских междометных выражений. Впрочем, и здесь выход нашёлся: чтобы напечатать восклицательный знак, используется комбинация апостроф «'» плюс точка  «.» .

Во время Второй Мировой войны компания Royal Typewriter испытала трудности похлеще эпохи Великой депрессии. Ей пришлось переключиться на производство военной техники. Хотя в отличие от своих конкурентов — американской фирмы Remington и немецкой Rheinmetall (которые, конечно, изготовляли первоклассные пишущие машинки, но главным образом работали — и работают — в сфере оружейного производства) — эта фабрика и не думала заниматься военной техникой. Но сам факт участия в оборонной промышленности говорит о классе точности, который учитывается при оценке параметров деталей.


***

В 80-е годы компанию Royal выкупили итальянцы. Об этих итальянцах нужно сделать отдельный сказ, они уж и легендарный Underwood захватили в своё время. Но с 2004 года Royal снова стал американским. Предприятие производит современную оргтехнику, почтовые весы, метеорологическое оборудование, расходные материалы для принтеров и кассовых аппаратов, а также так называемые шредеры, этакие офисные измельчители (кромсатели) секретных бумаг.

 

 

Ну что ж, друзья, не храните лишних бумаг!

Комментариев: 2

Континенталь – знак качества и надёжности

 

История бренда Continental

Продолжаю рубрику Моя коллекция. На этот раз речь пойдёт о канцелярской пишущей машинке Continental  Standard. Как и многие известные мне ценители машинописных устройств, я восхищаюсь отличным качеством и изящным дизайном этой модели.


 

Конкретно этот образец был произведён в 1939 году, на что указывает серийный номер 864095-1. 



 

Continental  Standard  производилась на немецком предприятии Wanderer  Werke. Эта компания начала своё развитие в 1885 году в саксонском городе Кемнице, которая изначально занималась продажей и ремонтом, а потом и производством велосипедов и мотоциклов (по имени основателей компания сначала называлась Winklhofer & Jaenicke). Вскоре появилось наименование бренда Wanderer, что в переводе с немецкого означает путник, странник. Вполне понятное название для вида транспорта.


Мотовелосипед, выпускавшийся в 1902 — 1903 гг. компанией Winklhofer & Jaenicke
Audi Centre Gold Coast

 

Производство пишущих машинок предприятие начало чуть позже — в 1903 году — под названием Continental  Standard. Машинка, которая за всю историю производства претерпела незначительные изменения в конструкции, очень успешно продавалась несколько десятилетий. Выпускалась с шрифтами всех распространённых языков мира. Уже в 1934 году компания стала самым крупным в Европе производителем офисной техники с хорошо узнаваемым логотипом на продукции в виде буквы W.


 

 

Кроме машинок маленьких компания производила и машины большие. Самое первое авто под маркой Wanderer свет увидел в 1904 году. Но серийное производство четырёхколёсных машин началось позже – в 1911 году.

 

Автомобиль Wanderer W 11 (1929)
Audi Centre Gold Coast

 

Автомобиль Wanderer W 25 K (1936)
Audi Centre Gold Coast

 

В 1932 году Wanderer вошла в концерн Auto Union AG, в который также входили Audi, DKW и Horch. Прототип эмблемы Ауди представляет каждую из четырёх компаний, входивших в холдинг. Исторически четвёртое кольцо нынешнего автобомобилестроительного концерна принадлежит именно Wanderer.



Компания Wanderer  производила также и портативные печатные машинки под той же маркой Continental. Часть технологического оборудования для производства портативных моделей во время Второй мировой была переброшена в Бельгию.

Портативная машинка Continental из коллекции Ричарда Полта
The Classic Typewriter Page

 

В конце Второй мировой войны город Кемниц подвергся бомбардировкам британско-американской авиации. Производство Wanderer  серьёзно пострадало. Всё оборудование, что уцелело, было демонтировано и вывезено в качестве репараций в СССР. На этом история легендарной компании завершилась.


Производственный комплекс Wanderer Werke в 1920 году
Historisches Chemnitz

 

На машинке Continental  Standard приятно работать, удар клавиш очень лёгкий. После покупки эту машинку даже не нужно было настраивать и регулировать отдельные механизмы, всё работает исправно. Понадобилось лишь почистить и смазать основные узлы.



 

По-моему, это свидетельствует о высочайшем качестве машинки, но это неудивительно. Компания Wanderer  умела делать сложные механические устройства. Помимо указанных выше, она производила, например, металлорежущие станки и гироскопы.



Дореволюционная реклама машинки Continental Standard в Российской империи

 

Машинка снабжена табулятором для создания таблиц, может печатать в два цвета. Раскладка клавиатуры русская, но не соответствует современной. Впрочем, это не мешает мне спокойно печатать десятипальцевым методом, правда, получается чуть медленнее, чем на машинках с «правильной» раскладкой, и не вслепую. Сегмент с литерными рычагами изящно открывается и закрывается маленькой «дверцей», на которой нанесена надпись компании-производителя.


 


***

На машинках Сontinental работало много писателей — русских и иностранных. Доподлинно известно, что, к примеру, К. Паустовский печатал именно на немецкой машинке этой фирмы. Упоминание о Континентале (в русской или латинской орфографии) можно встретить и на страницах многих книг.

«Остап Бендер прошёлся по рынку. Уполномоченный следователь ходил по рядам рынка, но среди всех товаров он не смог определить чем торгуют. Астролябии так он и не нашёл, а старая пишущая машинка Continental никак не походила на неведомую астролябию». Ильф и Петров.

 

 

Комментариев: 2

Корона машинописной империи

История бренда Corona

Открываю рубрику Моя коллекция. В ней я буду рассказывать о своих машинках, их истории и культурном контексте. И первая машинка, о которой я сегодня расскажу, — Corona 3.

***

Отыскал я её на ebay в 2011 году и дорого заплатил, досталась она мне в весьма потёртом виде с уже изрядно изношенными надписями на корпусе. Впрочем, найти такую машинку в идеальном состоянии практически невозможно, но зато реально восстановить! И перед вами отреставрированный вариант. (О деталях реставрации расскажу как-нибудь отдельно, тема сложная, особенно в части восстановления изображений на металле.) 

 

Эта машинка была произведена в 1920 году, на это указывает её серийный номер 277668 и несколько открытых баз данных, где легко идентифицировать год выпуска, в том числе на сайте http://typewriterdatabase.com/.

 

Corona 3 была (и остаётся) в ряду самых известных машинописных устройств. Это одна из самых маленьких и лёгких печатных машинок, которые когда-либо производились. Выпускалась она в США с 1914 по 1940 гг., такой долгий цикл производства говорит об успешности продаж. За всю историю сошло с конвейера свыше 700 000 единиц. Более поздние варианты модели отличались от более ранних некоторыми изменениями в конструкции.


 

Главными особенностями машинки Corona 3 являются трёхрядная клавиатура с тремя регистрами и откидывающаяся на клавиатуру каретка. Именно поэтому американцы эту модель шутливо называют первым ноутбуком и сравнивают каретку с монитором. В своё время это был настоящий прорыв, таким образом изобретатели стремились сделать машинку максимально удобной для ношения с собой. Неслучайно военные корреспонденты использовали эту модель, в том числе, на полях Первой мировой войны.


 

Источник: oztypewriter

 

Весит такая машинка меньше обычной портативной (и даже меньше  Колибри), всего 2,5 кг. Кроме того,  Corona 3 – единственная из известных мне машинок, которая могла комплектоваться со штативом.


Источник: oztypewriter

 

Из известных людей, кто пользовался Corona 3, был Эрнест Хемингуэй. Правда, с этим связана печальная история. Машинку подарила писателю невеста Элизабет (будущая первая жена).


Эрнест Хемингуэй
(1899 1961)

 

Подарок очень понравился Хемингуэю, и он носил машинку всюду с собой во время путешествий по Швейцарии, Франции, Англии, Испании, Германии и Кубe. К сожалению, чуть позже в 1922 году уже жена Хемингуэя Элизабет потеряет напечатанные на  Короне  рукописи Эрнеста на Лионском вокзале в Париже. Писатель лишится почти всех своих ранних произведений, включая неизданный роман. Тексты потом так и не найдут.


 

Несмотря на огромное количество сохранившихся машинок этой серии, Corona 3 можно считать коллекционной моделью, особенно если она досталась вам в хорошей сохранности.

 

Вот так выглядит текст, напечатанный на этой машинке:


***

Следующая тема рубрики – немецкая машинка Continental Standard. Большая, увесистая и сердитая (в отличие от Короны). Сегодня у меня в гостях была маленькая Маша, дочка друга и коллеги, и именно эта большущая машинка ей приглянулась. По-моему, очень милая девочка, а главное, осанку держит!

 

 

***

Материал подготовлен с использованием ресурсов oztypewriter и machinesoflovinggrace.  

 

Комментариев: 2