Вилка, кресло, пишмашинка... "Результаты" принца дизайна

 

Имена брендов пишущих машинок часто связаны с державными названиями — Corona, Royal, Imperial, Princess, Monarch, — но прямое отношение к «монаршему происхождению» имеет, пожалуй, только одна марка печатной машинки, и её имя звучит совсем не по-королевски — «Фацит» (Facit), в переводе со шведского значит «результат». Дизайн этого аппарата создал член шведской правящей династии Сигвард Бернадот, правнук королевы Виктории.


Сигвард Бернадот / Sigvard Bernadotte (1907-2002 гг.)

 

Шведский принц разработал три серии пишущих машинок, полное их название Facit Privileg. В СССР эти машинки поставлялись в небольшом количестве, у нас они довольно редки. Московский коллекционер Сергей Ваулин держит в своём собрании вторую модель «Фацита», причём с кириллической раскладкой. Вот какой отзыв о машинке Сергей напечатал на своём «Фаците».


 

Взгляните на эту машинку. Неужто она прямо такая роскошная, что глаз нельзя от неё оторвать? Обычный корпус без изысков, ничего примечательного. Но! Это, друзья, скандинавский модерн, в него нужно спокойно всматриваться и отдыхать.


Пишущая машинка Facit TP 2 из коллекции С. Ваулина

 

Здесь нет ничего лишнего: упрощённые, облегчённые, тонко выверенные формы, минимум декора, действительные, а не мнимые свойства предмета. Главное — эргономика, психологический комфорт и функционализм — основные признаки скандинавского дизайна, одним из «патриархов» которого и был Сигвард Бернадот.

Сигвард — автор многих предметов, которые использовали шведы в повседневной жизни. К примеру, консервный нож «Красная Клара» или «Миска Маргареты».

 

Консервный нож Красная Клара (Röda Clara)

Миска Маргареты (Margretheskålen)


Или вот — серебряняя обеденная вилка, которую шведский принц «нарисовал» для компании Georg Jensen и кресло для фирмы France & Sons.


Вилка Бернадот (Bernadotte Gaffel)

 

Кресло Бернадот (France and Sons)

 

Сигвард Бернадот за свою карьеру определил форму для почти 10 тысяч изделий! За плодотворную работу художника-конструктора прозвали «принцем дизайна».


Сигвард Бернадот / Sigvard Bernadotte (1907-2002 гг.)

 

Дизайн пишущей машинки Бернадот разработал для шведской компании, которая так и называлась — «Фацит» (ударение следует ставить на первый слог). Эта компания, основанная в 1922 году, специализировалась на изготовлении механических вычислителей и была мировым лидером по производству арифмометров (вот откуда название: facit результат). Фирма входила в шведскую корпорацию ÅFI (Åtvidabergs Förenade Industrier), которая производила офисную мебель и канцелярскую технику.

В 1958 году вышла первая модель пишущей машинки под маркой «Фацит» — Facit TP 1 (1958-1960 гг.).

 

From the Virtual Typewriter Collection of Nick T: 1961 Facit TP 1

 

Такой портативный аппарат появился на свет, естественно, не с нуля. Машинки шведы начали делать в конце ХIX века. Самая первая попытка провалилась — печатающий аппарат Sampo не был коммерчески успешным, а вот вторая, выпущенная под брендом Halda, удалась и была похожа на классическую машинку.


 Halda Fickurfabrik Svängsta (Швеция), начало ХХ века, Marinmuseum


Компания Halda изначально производила карманные часы, на рубеже веков взялась за пишущие машинки, однако в 1920 году сначала обанкротилась она, а через семь лет и выкупившая её компания Halda Fabriker. В 1938 году производство и марку Halda взяла под своё крыло корпорация ÅFI, та самая, которой уже принадлежала компания Facit. Произошло слияние, предприятие стало называться Facit-Halda.

Под именем Halda за всю свою историю была выпущена единственная портативная машинка, и эта машинка считается предшественницей Facit TP 1.

Halda: The Typewriter Revolution blog

 

Facit TP 1: The Typewriter Revolution blog

 

Схожи у них лишь вогнутые клавиши для более удобного контакта с пальцами и резиновая «подошва», которая обеспечивает абсолютно стабильное положение машинки на поверхности — Сигвард Бернадот решил сохранить эти элементы для своей первой модели «Фацита» (дизайн машинки Halda разработал другой известный в Швеции художник-конструктор Карл Мальмстен).

 

Facit TP 1: The Typewriter Revolution blog


В отличие от первой модели «Фацита», у второй (1960-1964 гг.) уже не такой округлый, а более угловатый корпус, у неё нет «подошвы», вместо неё четыре ножки, и она становится тяжелее из-за более увесистой механической начинки.

 

Facit TP 2 из коллекции С. Ваулина

 

Впрочем, именно техническая составляющая, над которой работали инженеры, более всего привлекает в этой машинке коллекционера Сергея Ваулина, а не форма, в которую облёк механизмы граф Бернадот.

 

Facit TP 2 из коллекции С. Ваулина

 

«Наибольший интерес, — пишет Сергей Ваулин, — представляет оригинальное решение направляющей каретки Facit TP 2 — она выполнена в виде полой трубы, внутри которой находится трубчатый подшипник, сквозь который продета штанга каретки.


Facit TP 2 из коллекции С. Ваулина

 

Передняя направляющая как таковая отсутствует — её роль выполняет передний край платформы каретки, по которому скользит единственный зацеп, находящийся по центру каретки. Зацеп не имеет ни роликов, ни шариков и скользит по платформе своей плоскостью. За счёт всего этого обеспечивается практически бесшумное и очень лёгкое перемещение каретки в обе стороны.

Шаговый механизм (в частности собачки и шаговая звездочка) напоминает по своему исполнению дорогие часы — подгонка и шлифовка деталей идеально точная. Это так же сказывается на лёгкости и плавности хода.


Facit TP 2 из коллекции С. Ваулина

 

При печати каретка в движении напоминает скорее электрическую машину — нет рывков и ударов шагового механизма. Механизм обратного хода также очень лёгкий, клавиша срабатывает от самого нежного и мягкого нажатия. Впрочем, вся клавиатура машины чувствительна к самому лёгкому удару».

Кроме того, особенность машинки представляет механизм табуляции, то есть система, которая позволяет быстро и удобно заполнять таблицы или создавать колонки.


 

Facit TP 2 из коллекции С. Ваулина


«По бокам машины имеются два одинаковых рычага, отвечающих за табулятор. Левый рычаг выполняет вполне себе классическую функцию — набор и гашение единичных стопоров табулятора. Правый рычаг выставляет предустановленный набор стопоров на 0, 18, 35, 53, 62, 71 и 80 делениях, и снимает ВСЕ выставленные стопоры.



Facit TP 2 из коллекции С. Ваулина

 

При этом есть возможность выставить предустановленный набор правым рычагом и «отредактировать» его левым рычагом, добавив дополнительные или сняв лишние стопоры. Эта настройка будет действовать до момента снятия всех стопоров табулятора».

Ещё одно детище Бернадота — третья модель «Фацита» (1964-1968) — выполнена с острыми бортиками, образующими некоторое «улубление» на верхнем щитке, и угловатой рамой на передней части корпуса. На такой машинке Астрид Линдгрен, как отмечают на сайте Национальной библиотеки Швеции, особенно любила печатать по утрам в постели. Этот «Фацит» до сих пор стоит на столе в квартире писательницы в Стокгольме на улице Далагатан, 46.  

 

Facit Privileg 3 на рабочем столе в кабинете Астрид Линдгрен (1907-2002)
Kungliga biblioteket (KB) är Sveriges nationalbibliotek

 

Ну и напоследок несколько дополнений по теме.

  • Традиции советского перевода (транслитерации) понять довольно непросто. По правилам произношения шведского языка Facit следует произносить как «фасит» с ударением на первый слог. Однако я придерживаюсь традиционного произношения названия «Фацит», которое устойчиво звучит при именовании шведских арифмометров на русском языке.
  • Только экспортные модели портативных пишущих машинок Facit обозначались при помощи постфикса TP (Facit TP 1, TP 2, TP 3); но такие же машинки для внутренного рынка имели в названии модели только букву P (как сокращение от Privileg).
  • Следующая модель Facit 1620 выпускалась в пластиковом корпусе, к её разработке Сигвард Бернадот отношения не имел.
  • Принц Сигвард Бернадот лишился титула в 1934 году, так как вступил в брак с женщиной незнатного происхождения без согласия королевской семьи и поэтому именовался просто как «господин Бернадот». Он пытался отсудить титул в Европейском суде, так как хотел «умереть принцем». Но его судебный «фацит» (то есть результат) оказался нулевым. Тем не менее искусствоведы и историки продолжают называть его «принцем дизайна».

 

Обсудить у себя 1
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.

Войти через социальные сети: